Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Новости

Эксперты - Евразийский музей кочевых цивилизаций призван объединять

Евразийский музей кочевых цивилизаций должен способствовать единению всех потомков кочевых народов Евразии. Такое мнение по итогам II Мажитовских чтений – международной научно-практической конференции «Кочевой мир Центральной Евразии в древности и средневековье» высказали его участники.

Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров, выступая на пленарном заседании конференции, отметил, что «Южный Урал на протяжении тысяч лет был местом взаимодействия цивилизаций Востока и Запада, диалога разных культур, где рождались основы государственности почти двухсот народов крупнейшей в мире страны – России. Южный Урал стал центром пересечений десятков культур и языков. Об особом положении Башкирии в составе всего этого кочевого мира Евразии позволяет говорить проведенная учёными большая работа. Наш регион не был периферией «цивилизованного мира», а, напротив, имел тесные связи с древними центрами. Более того, был включен в систему крупных государственных образований».

Участники конференции, с которыми мы поговорили об итогах Мажитовских чтений, изъявили желание продолжать сотрудничество с создателями музея вне форума, помочь в разработке концепции экспозиции и других вопросах.

Доктор исторических наук, профессор Тюменского государственного университета Наталья Матвеева сказала, что музей является одним из лучших инструментов для пропаганды науки.

– Простой обыватель не всегда разберется, что ценное, а что нет. Поэтому взаимодействие науки и сообщества на основе строительства музеев, туристических маршрутов, выставок, издание популярных работ, ведение краеведческих кружков, молодежных археологических экспедиций, я считаю, очень важным. Приятно видеть, что в Башкортостане все это реализуется и реализуется с размахом, – отметила профессор.

О том, как можно показать тесные исторические связи между народами, высказался доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института археологии, этнографии и антропологии Национальной академии наук Азербайджана Джейхун Еминли. По его словам, это можно сделать с помощью артефактов, распространенных по караванным путям, таким, как Шелковый путь. Например, можно продемонстрировать путь заморского артефакта, найденного в Башкортостане, и его аналоги из иностранных музеев. Азербайджанский ученый предложил создателям экспозиции посетить зал археологии в Национальном историческом музее в Баку и Габалинский археологический центр на северо-западе Азербайджана, где хранится огромное количество подходящих для этой цели материалов. Кстати, в первом музее башкирские специалисты уже побывали, когда их пригласили на оцифровку азербайджанского наследия, а также во время работы в архивах республики.

Представитель Международного института Центральноазиатских исследований, архитектор из Самарканда Алим Фейзуллаев назвал инициативу создания музея замечательной.

– Название музея как нельзя лучше отражает его суть. Цивилизационный аспект включает в себя очень много компонентов. Региональная инициатива уже вышла за пределы республики Башкортостан. Если мы говорим о кочевой цивилизации, то это большая часть Евразийского пространства, это и Центральная Азия, включая Монголию, регионы Российской Федерации. Представленный проект музея оставляет самое благоприятное впечатление. Потому что здесь мы видим качественный пример, как должен располагаться музей. Он интегрирован в окружающий ландшафт. Это то самое, к чему современная архитектура должна стремиться.

Доктор исторических наук из Ошского государственного университета Абдимиталип уулы Нурсултан привел слова выдающегося казахского поэта, известного во всем мире не только своей поэзией, но и историко-лингвистическими исследованиями Олжаса Сулейменова – «Нужно возвеличить Степь, не принижая Горы».

– Новый музей должен на одном уровне, как бы с высоты птичьего полета, рассмотреть наше общее прошлое, потому что до того, как мы стали разными народами, у нас у всех был один корень и единый язык. Здесь ключевая фраза – музей должен объединять, – отметил Абдимиталип уулы Нурсултан.

Такое же мнение по итогам конференции высказал доктор исторических наук Абдисабур Раимкулов из Самаркандского археологического института им. Я. Гулямова, и предложил свою помощь в наполнении экспозиции музея.

– Музей отразит историю всех тюркских народов и племен. Со своей стороны можем предложить создать макет древнего кочевнического города Калъаи Зохаки Морон. Кочевую цивилизацию нельзя рассматривать без городов. Они были. Например, на территории современного Узбекистана, кроме Калъаи Зохаки Моро,н были еще такие чагатайские города, как Карши и Занжир Сарай, служившие резиденцией ханов, – пояснил Абдисабур Раимкулов.

Ученый уточнил, что город кочевого народа юэчжи Калъаи Зохаки Морон упоминается в китайских источниках. Это город с мощнейшей фортификацией, где толщина стен доходит до 10 метров. Внутри стояла крепость 400 на 400 метров, затем еще одна 200 на 200 метров. Там жила только элита. Основная часть населения жила в юртах за пределами крепостной стены. И это были тысячи юрт. А город Карши и его укрепленный центр, где стоял дворец (урду), упоминается в записях марокканского путешественника Ибн-Батутта, посещавшего кочевнический город во время правления Тармаширина.

– Ставка Чингисхана тоже располагалась в городе. Это Каракорум, по-монгольски – Хара-Хорин. Поэтому неверно говорить, что кочевые народы не имели городов, еще какие были города! – добавил узбекский ученый.

О необходимости отражения в музее постоянных поселений высказался и доктор наук из Института истории Академии Наук Узбекистана Вохид Холов.

– У нас в Средней Азии даже в тех местах, где поблизости не было городов, стояли мечети, которые не могли пустовать. Также необходимо показать торговые и ремесленные поселения, через которые проходили караванные пути, и которые упоминаются в записях и картах путешественников. Кочевническая культура не подразумевает полностью кочевнический образ жизни, – поддержал коллег Вохид Холов.

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии Академии наук Татарстана Фаяз Хузин отметил, что хотел бы предложить для экспозиции нового музея материалы из Билярского городища.

– Недавно проводили раскопки городища Биляр – остатков древней столицы Волжской Булгарии. Мне довелось найти следы юрт в Биляре. Булгар – это государство оседлых народов. Но ведь и наши прадеды были кочевниками, – пока не обосновались в Средней Волге, жили на берегах Дона, Черного и Азовского морей. Я имею в виду Кубратский период, VII век, в то время у них столица была расположена в г. Фанагории. Вели кочевническое хозяйство, несмотря на то, что столицей им служил город. В VIII веке перекочевали на территорию нынешнего Татарстана и не сразу перешли в оседлый образ жизни, еще вели кочевническое хозяйство. Еще в начале Х века в записях арабского путешественника упоминается, что булгары зимуют в избах, а летом живут в юртах. Кочевничество еще было у них в крови. Мы находим и исследуем их поселения, и должны поделиться материалом с башкирскими коллегами для их музея, – сказал Фаяз Шарипович и добавил, что хотел бы видеть в экспозиции и тот средневековый город, который исследуется сейчас башкирскими коллегами.

Выставка находок и доклад по археологическому исследованию золотоордынского селища Подымалово-1, который был представлен на Мажитовских чтениях, по мнению ученого, вызвал огромный интерес среди участников конференции.

– Подымалово – для меня открытие. Это поселение руководители экспедиции назвали стоянкой. Но это город золотоордынского времени! Весь материал об этом говорит. Раньше ведь в Башкортостане таких памятников практически не было. Определить площадь города будет трудно, поскольку оборонительные сооружения отсутствуют. В Золотордынское время города и сельские поселения были без обороны. О том, что это город, говорят предметы торговли. Есть поливная керамика, разные производства. Мне кажется, есть даже стеклоделие, поскольку нашли стеклянный шлак. На выставке я видел чугунный котел, металлические, железные шлаки, значит, кузнечное или металлургическое производство тоже было. Керамика не местного производства, скорее всего среднеазиатского. Есть костяные изделия, не очень характерные для местного населения, – ну, с очень красивым орнаментом, гравировкой. Даже по этим находкам, представленным на выставке на Мажитовских чтениях, безошибочно можно утверждать, что присутствуют все признаки города. Это большое открытие, с чем поздравляю башкирских коллег, – сказал Фаяз Шарипович и отметил, что в башкирской археологии есть будущее, поскольку много молодых специалистов пришло в науку.

– Это видно и по участию на конференции с докладом совсем молодых ребят. Значит, есть будущее, есть перспектива в археологии. А по дискусионным темам, чтобы решить наши разногласия, я пригласил башкирских коллег на совместную археологическую экспедицию в Биляр, либо в Булгар. Они нас тоже приглашают. В этом плане башкирские коллеги все же обошли нас, успели поработать зарубежом, в Азербайджане и в Кыргызстане. Археология – сложная наука. При совместной работе всегда легче, – подытожил представитель Института археологии Академии наук Татарстана.

Доцент Национального исследовательского Томского государственного университета, кыргыз по национальности Рустам Абдуманапов при создании музея предложил заранее подумать и о его туристическом значении.

– Идея популяризация истории кочевого мира очень интересная. Это должен быть туристический кластер со зрелищными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями, с популяризацией кочевой культуры. У нас в Кыргызстане очень активно продвигаются игры кочевников. Проводили уже два раза. Подобные соревнования нужно организовать и здесь. Именно игры кочевников, в котором присутствуют и национальные виды спорта, как корэш, скачки и другое. Если сможете собрать всех тюрков, будет очень хорошо. А почему бы и нет? Нужно делать все масштабно! Название музея это и подразумевает, – отметил гость.

Кочевническую культуру также называют всаднической. Человек без лошади не стал бы кочевником и не завоевал бы мир. Мыслями об этом поделился после конференции директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай» Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Куаныш Шакшаков.

– Шесть тысяч лет назад на севере Казахстана на поселении Ботай впервые была одомашнена лошадь. Факты одомашнивания – в первую очередь, это остатки загонов, находки стертых из-за удил задних зубов, молекулы кумыса на стенках керамических сосудов, примитивные стремена. Протостремя делали из кожи со вставкой из лопаточной кости животных. На территории России были обнаружены факты одомашнивания Волго-Донского типа лошадей, но это произошло 4 тысячи лет назад. Единственно, Ботайские лошади не дожили до современности, геном был утерян. По одному из предположений, от них пошли лошади Пржевальского, по-другому – древняя порода казахских лошадей Джебе, – рассказал Куаныш Шакшаков.

Казахский ученый отметил, что они, как специалисты по ботайской культуре, готовы принять участие в создании экспозиции Евразийского музея.

– Кочевую цивилизацию невозможно рассматривать без лошади. В музее необходимо показать всю эволюцию влияния коня на жизнь человека, начиная с эпохи палеолита. В период Ботая эту лошадь уже приручили, и она становится другом, партнером, постоянным спутником человека. Её использовали как средство передвижения, как пищу. Для нас лошадь – культовое животное, и связь с ней надо показать в разных эпохах. Одомашнивание лошади в ту пору можно сравнить с полетом человека в космос. Оседлав лошадь, человек научился преодолевать тысячи и тысячи км, что дало огромный толчок к развитию цивилизации. С этого начался культурный обмен, завоевание новых территорий, кровосмешение. Кочевники стали той стремительной силой, продвигающей развитие всей цивилизации, – пояснил ученый.

На открытие Евразийского музея кочевых цивилизаций руководитель заповедника «Ботай» предложил приехать с передвижной выставкой; также предложил башкирским специалистам выбрать уникальные артефакты, хранящиеся в их музее, чтобы создать копии для экспозиции музея.

Источник