Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Новости

В Шульган-Таше обнаружены рисунки, выполненные в особой технике

В Бурзянском районе начала работу экспедиция Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики. Специалисты проведут системные исследования древних наскальных изображений пещеры Шульган-Таш, в рамках мониторинга которых будет проведена и общая оценка сохранности древних рисунков. Полученные материалы войдут в состав Досье номинации, готовящегося для включения культурного объекта «Наскальная живопись Каповой пещеры» в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Бурзянском районе начала работу экспедиция Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия республики. Специалисты проведут системные исследования древних наскальных изображений пещеры Шульган-Таш, в рамках мониторинга которых будет проведена и общая оценка сохранности древних рисунков. Полученные материалы войдут в состав Досье номинации, готовящегося для включения культурного объекта «Наскальная живопись Каповой пещеры» в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как природный объект, Шульган-Таш изучается более 250 лет. С 1959 года, после открытия А. В. Рюминым в пещере древних рисунков, главным направлением научной работы в пещере стало ее изучение как объекта культурного наследия. Но, как говорит научный сотрудник Историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-таш», член Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства Алексей Солодейников, полной картины памятника пока нет. Все описания, которые существуют на сегодняшний день, представляют собой лишь историческую ценность и не отражают актуального состояния памятника.

– Пещера – живой организм. Важно отслеживать и изучать ее постоянно меняющееся состояние. Поэтому здесь круглогодично ведутся исследовательские работы, и, несмотря на 60-тилетнее изучение древних рисунков Шульган-Таш, почти каждый год обнаруживаются новые рисунки. Памятники наскального искусства постепенно показывают человеку свои сокровища. И это хорошо, потому что мы все еще только учимся работать с таким материалом, учимся изучать, сохранять и использовать эти удивительные объекты. Например, сегодня мы владеем методами, о которых еще двадцать лет назад исследователи не могли мечтать. Также для нас чрезвычайно важен опыт наших зарубежных коллег, в первую очередь, исследователей французских и испанских памятников наскального искусства, с которыми мы смогли близко познакомиться лишь в последние десять лет.

Этим летом в Шульган-Таш, в проходной зоне, получившей название «Горло», были обнаружены рисунки, выполненные в особой технике, которая называется «макароны»: беспорядочные, на первый взгляд, линии, среди которых обнаруживаются фигуры мамонтов, выполнены пальцами по мягкому субстрату. Изображения в этой технике достаточно редки.

– Рисунки, выполненные охрой, есть везде: в Финляндии, Сибири, Забайкалье, в Африке, в обеих Америках и Австралии. А вот эта техника – «макароны» – известна только во Франко-Кантабрийском регионе. Возможно, это еще одно свидетельство, подтверждающее общность культур, бытовавших в южной Франции и здесь, на территории Башкортостана. Стилистика, в которой изображены животные в ходе «Горло», также соответствует нашим представлениям о палеолитическом искусстве.

— Я не перестаю удивляться непостижимому для нас возрасту этих рисунков! Египетские пирамиды по сравнении с этими рисунками выглядят «мальчиками», а «Мона Лиза» еще «не родилась»! – восклицает ученый.

– Такие находки на пустом месте не делаются. Нам помогли и европейские коллеги, которые охотно делятся с нами своим опытом. Полноправными участниками этого открытия являются коллеги из Кемеровского и Новосибирского университетов и сотрудники музея-заповедника «Томская писаница», которые видят Шульган-Таш другими глазами, – отмечает Алексей. – «Горло» всегда было доступно людям, и, несомненно, на потолке хода, кроме древних художников, оставили свои следы и наши современники. Что здесь старое, что новое, – мы, надеюсь, сможем определить с помощью новых, высокотехнологичных методов исследования. Вообще, в нашей науке есть две основные проблемы: сначала определить, что сделано природой, а что – человеком. И потом, если мы считаем, что изменения скальной поверхности — дело рук человека, то очень часто встает вопрос: это сделано вчера или 20 тысяч лет назад?

В ходе «Горла» мы пока обнаружили два бесспорных изображения мамонта. Очень возможно, что таких рисунков здесь больше. «Горло» — лишь маленькая часть пещеры, которая очень велика. И какие еще она таит в себе секреты, никто точно не скажет.

Солодейников с Каповой пещерой знаком уже 20 лет. В работе с наскальной живописью ему помогает опыт профессионального фотографа. С начала этого года Алексей по приглашению Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Башкортостана работает в составе группы, занимающегося подготовкой номинационного досье для ЮНЕСКО.

А. Шарафутдинова.

Больше фотографий с экспедиции можно посмотреть тут.

Источник