Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Новости

Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Первое изображение верблюда в наскальном искусстве палеолита

В ноябре 2017 г. более трех недель в Республики Башкортостан на Южном Урале проходили работы по реставрации палеолитической живописи Каповой пещеры (Шульган-Таш). По приглашению правительства республики реставратор Эудалд Гуилламет вместе с башкирскими специалистами уже третий год работал над очисткой пещеры от граффити. Этой осенью они сосредоточились на одном из наиболее известных панно с лошадьми и знаками в зале Хаоса.

В ноябре 2017 г. более трех недель в Республики Башкортостан на Южном Урале проходили работы по реставрации палеолитической живописи Каповой пещеры (Шульган-Таш). По приглашению правительства республики реставратор Эудалд Гуилламет вместе с башкирскими специалистами уже третий год работал над очисткой пещеры от граффити. Этой осенью они сосредоточились на одном из наиболее известных панно с лошадьми и знаками в зале Хаоса.

В Каповой пещере известны самые восточные аутентичные произведения пещерного искусства верхнего палеолита. Рисунки выполнены красными красками разных оттенков. Животные ледникового периода очень натуралистичны: мамонты и лошади являются центральными мотивами, но также зафиксированы изображения носорога и других копытных. Также многочисленны различные геометрические знаки и неопределенные формы, а зооантропоморфная фигура по-прежнему остается одиночной. В разных частях пещеры картины различаются по цвету и технике. Они датируются от 13 до 26 тысяч лет, но не исключена и более ранняя дата. Эти даты основаны на радиоуглеродном анализе (C14) археологического материала в пещере, где в культурных слоях был обнаружен фрагмент камня с наскальным рисунком, а уран-ториевая датировка наслоений кальцита показала диапазон от 14,5 до порядка 40 тысяч лет.

По приглашению Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан и по просьбе реставратора Эудалд Гуилламет специалисты Института археологии Российской академии наук совместно с сотрудниками НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан провели документирование поразительных результатов расчистки. Использовался комплекс методов, включающий фотосъемку в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне, многоугловую теневую фотосъемку, а также фотограмметрию.

Центральная часть панно в зале Хаоса с изображениями животных и знаков была раскрыта из-под мощных кальцитовых натеков реставраторами в 1976 и 1978 годах во время работы экспедиции О.Н. Бадера. В результате были расчищены изображения двух лошадей, трапеции между ними, отдельные линии над верхней лошадью, трапециевидный знак, а также две линии слева от него. В первой половине 2000-х годов из-за изменения гидрологической обстановки на панно стал образовываться слой кальцита, скрывший часть изображения лошади с черной обводкой гривы. Следующий этап реставрационных работ – 2008 год, когда была продолжена расчистка двух линий в левой части панно. В результате была расчищена фигура, называвшаяся «антропоморфом», хотя такая идентификация была более чем спорной. В результате работ этого года расчищено изображение верблюда-бактриана размером около 60 см, и антропоморфная фигура оказалась его фрагментом. По стечению обстоятельств колонка уран-ториевой пробы, отобранная двумя годами ране, попала именно на это изображение.

Это натуралистическая двугорбая фигура, обращенная влево, с удлиненной маленькой мордой. Широкая линия проходит от углубления между двумя горбами к нижней части живота, шея изображена силуэтно; все детали довольно хорошо сохранились.

Обращает внимание темный цвет краски в центре корпуса верблюда и более светлый – оранжевый – в передней и задней частях. Это объясняется не использованием разных красок, а состоянием сохранности. В центральной части краска перекрыта плотным слоем полупрозрачного кальцита, защищающего её от деструкции. По бокам ещё в древности часть пигмента была смыта стекающей по плоскости водой. От этого центральная часть выглядит более темной, а боковые кажутся светлее и ярче. Исчезнувший компонент содержал уголь, что хорошо видно на снимках в инфракрасном диапазоне. Темная часть тела верблюда выглядит аналогично находящемуся справа геометрическому изображению, что позволяет предположить использование краски, приготовленной по аналогичной рецептуре. Если приглядеться, то в передней части первого горба можно заметить границу красок с разным состоянием сохранности.

Темно-красная часть изображения верблюда выгладит схоже с геометрическим изображением справа от него, что позволяет предположить использование одного рецепта, по которому готовили краску. С использованием методов электронной микроскопии с рентгеновским микроанализом, порошковой рентгеновской дифракции, а также рамановской спектроскопии было установлено, что краска со знака приготовлена путем смешивания красной охры с углем. Это также подтверждается результатами фотосъемки в инфракрасном диапазоне.

Изображение верблюда первый раз встречено в пещерном палеолитическом искусстве, хотя граница лесной и степной зоны в плейстоцене менялась, степные ландшафты были более обширными, находки костей верблюдов нередки на Южном Урале и в Западной Сибири, а современный ареал обитания верблюда расположен неподалеку.

Видео о проекте доступно на странице Центра Палеоискусства ИА РАН: http://paleoart.su

 

Руководство проектом: Данир Ахмадеевич Гайнуллин (danir02@mail.ru), и.о. директора НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан.

Реставрация: Эудалд Гуилламет (eguillamet@yahoo.es), реставратор пещерной живописи, настенной живописи и камня, международный эксперт

сотрудники НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан: Николай Григорьев, Насима Яхина, Раян Ахмедьянов.

Изучение наскальной живописи и документация: д.и.н. проф. Екатерина Георгиевна Дэвлет (eketek@yandex.ru), Александр Сергеевич Пахунов(science@pakhunov.com), центр Палеоискусства Института археологии Российской академии наук.

 

Рис. 1. Фотография панно после окончания реставрационных работ 1978 г. © ИА РАН

 

Рис. 2. В начале 1990-х на панно стал образовываться слой непрозрачного кальцита, скрывший часть изображений
© В.Е. Щелинский

 

Рис. 3. Панно до начала реставрационных работ 2017 года

© Н. Григорьев

 

Рис. 4. Во время реставрационных работ было раскрыто изображение верблюда. Также было расчищен белый натек на изображениях
© Н. Григорьев

 

Рис. 5. Реставраторы использовали электромеханические бормашины с алмазными насадками, которые позволяют удалять тончайшие слои кальцита © А. Пахунов

 

Рис. 6. Для проведения работ была установлена специальный помост из нержавеющей стали © А. Пахунов

 

Рис. 7. Снимок двух фигур в инфракрасном свете показал схожесть их красок © А. Пахунов

 

Рис. 8. В ультрафиолетовом диапазоне было зафиксировано различное состояние сохранности красок, повлиявшее на их цвет

© А. Пахунов

Источник