Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Новости

Автор: научный сотрудник ГБУ ИКМЗ «Пещера Шульган-Таш» А.К. Солодейников

Пещера Шульган-Таш продолжает делиться своими сокровищами

Несмотря на 350-лет исследований пещеры как таковой и 60 лет исследований её как памятника наскального искусства, Шульган-Таш (Капова пещера) продолжает дарить нам неожиданности. Люди, разные люди, ходили много раз, много лет через ход Горло, который является пограничной зоной между холодом зимой или жарой летом и постоянной температурой за микроклиматическим барьером... И не только микроклиматическим, как оказалось.

На потолке низкого хода, который всегда и всеми воспринимался как проходная зона, который, как мы всегда думали, является лишь дверью, ведущей к сокровищнице, спрятанной в глубине и темноте, там, где никогда не бывало солнечного света и куда, в темноту, стремится современный нам романтик, где, как всем уже известно, сконцентрированы шедевры гения доисторического человека, родственного нам не стилем жизни, не владением гаджетами и юнитами, но чем-то очень глубоким и бесконечно близким, спрятанным в глубокой темноте, – именно в этой «проходной зоне» выявилось то, чего никто не ожидал от столь «хорошо изученного памятника»...

Макароны... Что это слово значит для обывателя? Это даже не синоним итальянской “pasta”, скорее это советские «макаронные изделия» различного типоразмера... Рожки, спиральки, паутинки... И, если мы держим это все разом в голове, то нам становится понятным, почему очень особенная древняя техника создания наскальных рисунков, обнаруживаемых на французских и испанских верхнепалеолитических памятниках наскального искусства, таких как Arcy-sur-Cure, Covaciella,  Clotillde Cave, Bara-Bahau, Gargas, Pech Merle или Chauvet, получила такое название: линии, сделанные пальцами по мягкому субстрату, например по так называемому мондмильху –мягкой кальцитовой корке, очень напоминают что-то «макаронное»...

Именно такой «макаронный» подарок только что преподнесла нам Шульган-Таш. В проходной зоне, получившей название «Горло», были обнаружены так называемые «макароны»: гравировки по мягкому субстрату, в беспорядочных, на первый взгляд, линиях которых обнаруживаются фигуры мамонтов... В этом году, в ходе архивных исследований, нами были идентифицированы несколько рисунков мамонтов, описанных в 1960-70 гг. и утраченных ныне. Вместе с теми изображениями, которые нам были уже известны, и вместе с теми рисунками, которые были обнаружены в «Горле», количество изображений мамонтов резко увеличилось, и теперь ШульганТаш по этому параметру вливается в один ряд с таким признанными памятниками наскального творчества человека эпохи верхнего палеолита, как Font-deGaume, (29 изображений мамонтов), Pech Merle (27) и Combarelles I (24).

Кроме того, если говорить об очень специфической технике нанесения обнаруженных в «Горле» Каповой пещеры изображений, то этот специфический метод нанесения изображений зафиксирован в ряде французских и испанских пещер, таких как Bara-Bahau, Gargas, Covaciella, Le Ker, Arcy-sur-Cure, The Clotilde cave, Pech Merle, Rouffignac, Chauvet. Этот факт выводит на новый уровень представление о Шульган-Таш как о памятнике в ряду других, бесспорно палеолитических шедевров  наскального искусства. Что делает особенным Капову пещеру в том контексте – это ее удаленность от Мекки палеолитического пещерного искусства, Франко-Кантабрии, при удивительной схожести в технике нанесения и репертуара изображений. Одним из датировочных признаков по-прежнему остается бесспорная видовая принадлежность, в частности, обнаруженных в «Горле» изображений мамонтов к одному из видов животных, обитавших на Южном Урале в плейстоценовый период и вымерших к наступлению голоцена – эпохи, которая ассоциируется с деятельностью человека, населявшего Европу в постледниковое время.

Таким образом, изображения мамонтов, обнаруженных в «Горле» Каповой пещеры, убедительно подтверждают принадлежность, по крайней мере, части комплекса Шульган-Таш к традиции такого использования ландшафта в культовых целях, которое характерно для населения Франко-Кантабрийского региона Европы эпох солютре и мадлен, что полностью соответствует общепринятой в науке датировке древнейшего изобразительного пласта Шульган-Таш: от 14-ти до 20 тыс. лет назад. Мы получили еще одно бесспорное свидетельство принадлежности по крайней мере одной части комплекса наскального искусства Шульган-Таш к «общеевропейской художественной традиции», которая, хотя и не относится пока к строго определенным культурно-историческим феноменам, но, тем не менее, вполне может по стилистическим и технологическим признакам рассматриваться в качестве маркера, характеризующего ареал очень широко распространенного в глубокой древности типа культур, созданных кроманьонцем: человеком современного типа.

Подобные открытия не совершаются на пустом месте, и обнаружение неизвестных ранее рисунков Шульган-Таш стало следствием долговременного сотрудничества специалистов Музея-Заповедника «Пещера Шульган-Таш», ГБУ НПЦ, Музея-заповедника «Томская писаница», Новосибирского Государственного Университета, а также зарубежных коллег.

Источник