Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Новости

Шульган-Таш входит в список самых значимых пещер мира - эксперт из Андорры

Башкортостан обладает одним из самых уникальных наследий. Это пещера Шульган-Таш, которая вместе с Альтамирой, Ласко, Фон-де-Гомм, Эль-Кастильо, Шове и Руффиньяк входит в список самых значимых пещер мира. Это признано мировым сообществом специалистов по наскальному искусству.

Такие слова высказал знаменитый реставратор из Андорры Эудаль Гийамет, приехавший в Башкортостан вместе с французскими коллегами для доработки копий панно пещеры Шульган-Таш.

– В то же время пещера Шульган-Таш – единственная и неповторимая, поскольку находится на расстоянии 4 тысяч км от всех остальных пещер с палеолитической живописью. Уникальна она еще и тем, что именно здесь есть изображение верблюда-бактриана. В палеолитическом искусстве их больше нигде нет. Кто-то скажет, что был найден рисунок верблюда в Монголии. Да, я его видел, но он, скорее всего, более современный. К тому же, он не такой красивый, как в Шульган-Таш, – отметил Эудаль Гийамет.

По мнению реставратора, доисторические художники, нарисовавшие такие замечательные персонажи в пещере Шульган-Таш, были гениальными. Они очень четко представляли, что хотели показать.

Господин Гийамет говорит, что художники умели смешивать пигменты, готовить краски. Они мелко измельчали уголь, отдельно охру и их смешивали, за счет этого рисунки становились более интенсивными. Это были гениальные и увлеченные художники. По его словам, наскальная живопись пещеры Шульган-Таш – уникальное культурное наследие, и за своим наследием в республике хорошо следят.

– В Шульган-Таш установлена идеальная система, контролирующая пещерную среду. В большинстве европейских пещер есть такие системы мониторинга. Постоянный климатический контроль – это главное требование со стороны ЮНЕСКО. Сколько живет человечество, столько нужно контролировать состояние наскальной живописи и продолжать геологические, биологические исследования, – дал свои напутствия башкирским коллегам Эудаль Гийамет.

Господин Гийамет в России получил широкую известность как специалист, открывший миру рисунок верблюда. Изображение бактриана было открыто в 2017 году во время расчистки части панно «Лошади и знаки» в зале Хаоса от кальцитового натека. Приехавшие через год на международный симпозиум в Бурзянский район крупные европейские специалисты Пилар Фатас, Натали Фурман, Жан-Мишель Женест, Валери Кретен и Давид Юг высоко оценили работу, проведенную на данном панно.

– Критику мы услышали только со стороны некоторых российских археологов. Но и они потом после встречи с верблюдом поменяли свое мнение. Проблема в том, что на скальной основе за кальцитовым слоем уже были повреждения . Это мы легко доказали, поскольку до начала работ нами были сделаны макросъемки поверхности. Панно «Лошади и знаки» претерпевает изменения со времен создания. Когда происходили климатические изменения, 10-11 тысяч лет назад, произошло крупное таяние ледников, вода поступила во всю полость пещеры и ускорила процесс деградации рисунков. Вода проникает изнутри скальной породы. Этот феномен – инфильтрация воды – существует еще с доисторических времен. Таково состояние вещей в природе, мы ничего не можем сделать. Это не сильно вредит рисункам, если только через сотни тысяч лет рисунок не покроется кальцитовым натеком. Для этого и нужен постоянный контроль: измерение температуры, давления воды, влажности в пещере, – рассказал Эудаль Гийамет.

Это панно не раскрыло еще всех своих тайн. По словам реставратора, на его верхней части, повыше верблюда, под слоем кальцита еще много рисунков. Во время расчистки верблюда были сделаны две маленькие пробы, которые показали наличие черной и красной линий – крошечных фрагментов рисунков.

– Открывать эти изображения миру или нет, должны решать коллегиально археологи, геологи, реставраторы и специалисты по консервации. Это очень сложный вопрос, чтобы археологам решать самостоятельно. Нужно точно знать состояние скальной основы и процессы, происходящие в пещере. Например, во время расчистки изображения верблюда нижний слой кальцита оказался перемешанным с землей и вместе с грязью из-под не расчищенной части стекали красные следы. Это говорит о том, что есть большая вероятность повреждения рисунков. Тем не менее, размышлять над этим еще рано. Сначала нужно завершить работы по включению объекта «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, затем, возможно, найти эффективные методы консервации, которые устроят все научное сообщество, – определил задачи Эудаль Гийамет.

Реставратор из Андорры имеет огромный опыт работы с шедеврами мирового наследия. При его участии были отреставрированы настенная живопись кафедрального собора Альби во Франции, Академии ди Спанья в Риме, усыпальницы Нефертари в Египте. Также Гийамет был техническим руководителем росписи купола Микель Барсело в Зале Прав человека и Альянса цивилизаций во Дворце Наций в Женеве. Кроме этого, господин Гийамет имеет большой опыт работы по сохранению наскальной живописи в пещерах, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как Ласко, Шове, Руфиньяк, Арси-сюр-Кюр во Франции, Суэва дель Пендо, Куэва дела Вирхен в Испании. Сейчас Эудаль Гийамет работает в пещерах Эль-Кастильо в Испании и Шульган-Таш в Башкортостане.

Источник