Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Новости

Создатель факсимиле пещеры Шульган-Таш остался доволен проектом

Вот и завершился проект команды французских реставраторов-художников для музейного комплекса «Шульган-Таш». Это было удивительное приключение, отметил на прощание руководитель мастерской Аrc&Os, в котором были изготовлены три панно с наскальной живописью пещеры Шульган-Таш, Ален Далис.

По его словам, проект удался, в первую очередь, из-за того, что в республике работала сплоченная команда.

– Было необычно видеть, как мобилизовались люди, чтобы этот проект реализовался. К башкирским специалистам нет никаких нареканий. С их стороны все было сделано на высшем уровне. Я имею в виду и документальную часть, которая включает фотографии и материалы 3Д-сканирования. Эту документацию нам предоставила команда Данира Гайнуллина. Были налажены хорошие каналы связи. Каждый раз, когда мы посылали запрос, сразу же в нужном количестве получали фотографии. И 3Д-сканирование было очень высокого качества. Башкирская команда обладает самыми современными технологиями. Главное – люди всегда улыбались. Я глубоко впечатлен тем приемом, которое нам здесь оказывают. Я хотел бы, чтобы все мои проекты проходили так же, – похвалил работу башкирских коллег художник-реставратор.

Господин Далис – высочайший профессионал в своей сфере, за его плечами – 40 лет стажа. Любовь к профессии художника у него идет с детства. Он – уроженец города Монтиньяка, рядом с которым находится знаменитая пещера Ласко. Как признается Ален Далис, в бар родителей часто заходили люди, открывшие Ласко, и ему с детства довелось быть в окружении людей, чья работа была связана с исследованием доисторического периода. Затем были репортажи по изготовлению копии пещеры Ласко II и, восхищаясь работой создателей факсимиле, решил поступать в институт искусств. Чтобы оплатить свое обучение, подрабатывал гидом в музее Ласко II. В последние годы учебы уже работал в мастерской, изготавливающей реплики для пещеры Аньо. После этого решился создать свою собственную мастерскую.

– Мне приходилось адаптироваться под спрос, который существовал в этой области. Поэтому я постепенно перешел на изготовление муляжей. Что это значит? Если во время археологических раскопок находили какие-то значимые артефакты, вызывали меня, чтобы изготовить копии. Постепенно появились клиенты, которые стали мне доверять. Работ по изготовлению реплик археологических находок было много. Например, когда в Марокко был найден самый старый образец черепа Homo sapiens (человека разумного), пригласили сделать его копию. Также много было заказов по изготовлению муляжей кострищ, очагов. Одновременно продолжал работу над созданием факсимиле и вот таким образом все эти работы привели меня к созданию методик, которые я использую в настоящее время, – рассказал реставратор.

Затем мастерская Алена Далиса получила заказы на изготовление небольших факсимиле для пещер Фон-де-Гомм, Грот-де-Комбарель, и потом в какой-то момент поступила заявка на изготовление факсимиле всемирно известной пещеры Шове. Это был самый крупный проект во Франции по пещерам. За это время Ален Далис усовершенствовал свою технику, приспособил пяти осевой фрезерный станок к тем проектам, над которыми работал. На данный момент его команда работает над изготовлением реплики пещеры Коске – подводной жемчужины Франции.

Мастер привлекает к своим проектам лучших специалистов. В их работе, как говорит господин Далис, важен художественный аспект, художественное чутье. Ведь копии – это не просто технические объекты, а прежде всего произведения искусства. Работа всегда подталкивает изобретать что-то новое, стремиться к совершенству.

Как говорит реставратор, его методика, которую он изобрел, в школах не изучают, большая часть этой техники осваивается в мастерской. Поэтому привлеченных специалистов сначала ему приходится обучать. Это для него большой риск, поскольку после завершения проекта обученные специалисты могут уйти к конкурентам, которые потом используют его технику. Его уже много копируют, но сравниться с ним еще не могут. Опыт мастера играет огромную роль.

Ален Далис отметил, что при изготовлении факсимиле для музея «Шульган-Таш» они старались применить все свои знания. Над проектом работали в разное время по шесть – семь человек.

– Перед каждым была поставлена конкретная задача. Часть персонала занималась 3Д-проекциями, часть – изготовлением основ, часть – смолами. В Башкортостан приезжала только часть команды. Проделанной работой мы довольны. Но хочу сказать, что в мире идеальной копии не существует. Ведь мы стараемся воспроизвести геологические явления, а эти вещи создавались природой в течение миллионов лет. Находим технологии, чтобы отобразить эти явления, но какие-то вещи воспроизвести никак нельзя, – сказал Ален Далис и подчеркнул, что главный творец на Земле – сама природа.

Источник