Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Новости

В музейном комплексе «Шульган-Таш» устанавливают главные экспонаты – точные копии фрагментов стен пещеры с наскальной живописью

В музейном комплексе «Шульган-Таш» устанавливают главные экспонаты – точные копии фрагментов стен пещеры с наскальной живописью. Это «Западное» и «Восточное панно» и панно «Лошади и знаки». Два первых факсимиле вместе весят почти две тонны, панно с верблюдом – около 800 кг. Монтаж под присмотром авторов факсимиле – художников-реставраторов из Франции осуществляют специалисты компании «Макет РФ» совместно с сотрудниками Историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш».

Работу монтажников Ален Далис, руководитель ателье Аrc&Os, где были созданы копии панно, назвал креативной и немного пугающей. Но, несмотря на это, подчеркнул, что результатом остались довольны.

– Скажу честно, вчера, когда впервые вошли в музей и увидели возможности местной команды, нам стало страшно. У нас в Европе гораздо больше техники, которая сильно облегчает труд монтажника. У ребят, создающих экспозицию музея, руки умелые и есть огромное желание на должном уровне сделать свою работу. Эта система, которая называется «выпутаться из любой ситуации», воображение помогло решить проблему нехватки подъемников. Я оценил смекалку, инженерную находку ребят. Эта деревянная конструкция, похожая на катапульту, придумана хорошо, – отметил Ален Далис, говоря о собранной из досок деревянной конструкции, заменившей электроподъемник.

Части факсимиле, вес которых по-отдельности тоже не малый, монтажники вручную загружали на эту конструкцию с колесами, завязывали для страховки и доставляли к месту крепления. Затем нижняя часть, которая служит подставкой для факсимиле, поднимали домкратом до нужного уровня и крепили факсимиле уже на нужное место.

Слова руководителя поддержал и художник-реставратор Реми Рекье:
– Это нечто! Удивлены смекалке местных специалистов. Тяжелое факсимиле необходимо было поднять и крепить их в наклонном виде, так, как эта стена и расположена в самой пещере. Во Франции много внимания уделяем безопасности, в связи с чем большая часть работы автоматизирована. Поэтому сначала был страх и за материал, и за людей. Главное – результатом работ остались довольны. Также хорошо продумана и металлическая конструкция, на которую крепится факсимиле. Замечаний нет, – сказал Реми Рекье.

Как пояснил Ален Далис, металлическую конструкцию, на которую устанавливается факсимиле, видел только на чертежах и не понимал, как в итоге все будет крепиться.
– В моей практике такое впервые, поскольку факсимиле обычно крепится на потолок или пол. Поэтому нужно сказать, что создателям музея «Шульган-Таш» пришлось решать более сложную задачу, и они справились. Также хочу отметить, что при монтаже специалисты сумели подогнать части факсимиле так, что точность швов определяется миллиметрами. Это позволило сохранить качество работы и выиграть нам время для финишной отделки, – похвалил работу создателей экспозиции господин Далис.

Как была придумана металлическая конструкция, на которую закрепили копии панно, пояснил один из его авторов, главный архитектор ООО «Макет РФ» Тагир Фахрисламов.

– Не каждый день сталкиваешься с монтажом таких изделий. Самое сложное для нас было понять, из чего сделано панно, и выяснить, выдержат ли задние ребра панно, за которые мы его крепим к конструкции. После получения 3Д-модели были созданы три индивидуальных конструкции. Они не зря имеют такую форму. Задача стояла, чтобы факсимиле повесить под определенным углом, так, как они расположены в пещере. Сложность установки в том, что они ни к полу, ни к потолку не крепятся. Практически, они самонесущие. Начертили и согласовали чертежи с проектировщиками музейного комплекса, с командой архитектора Рустама Алибаева. Они проверили расчеты и сказали, что конструкция выдержит вес факсимиле, – сказал Тагир Фахрисламов.

Главный архитектор «Макет РФ» также пояснил историю создания деревянной «пирамиды», которую французские коллеги прозвали «катапультой».
– Знали, что в Бурзянском районе вряд ли найдем специализированную технику. Поэтому заранее задумали монтаж частями. Наш специалист изобрел конструкцию, которая может подъехать с грузом и на любой высоте его зафиксировать, пока мы занимаемся монтажом. Создатели факсимиле ожидали увидеть на сборке электроподъемники, думаю, они были разочарованы. Но после монтажа первого панно успокоились, – с улыбкой говорит Тагир Фахрисламов.

На данный момент специалисты завершили монтаж двух панно и приступили к третьей, которую завершат завтра к обеду. Самым первым собрали панно «Лошади и знаки», и к работе над ним приступили художники-реставраторы. По их словам, несмотря на маленькие размеры, это самое сложное факсимиле. С кисточкой над ним колдует Жюли Голон. На панно с верблюдом нужно воспроизвести слои кальцита толщиной 3-4 мм, что требует кропотливой работы. Нужно передать прозрачность, а для этого опять же нужно время. Поэтому Жюли Голон переживает, успеют ли они уложиться в срок. Ведь гостям из Франции нужно завершить дела до 19 февраля.

Художник-реставратор из Монтиньяка создавала это панно от начала до конца.
– Это долгий процесс. На скальной основе слоев кальцита несколько, в этом и заключается сложность данного панно. Сухие, матовые пигменты должны постоянно блестеть, чтобы выглядеть как влажные. Ведь в пещере эта часть стены, знаменитое панно с верблюдом, постоянно подвергается воздействию инфильтрационных вод и остается влажным, – говорит Жюли Голон.

Работы у реставраторов немало. Например, в ателье во Франции факсимиле были установлены на полу в вертикальном положении. А в музее их установили так же, как они расположены в пещере – с наклоном. По словам Жюли Голон, с визуальной точки зрения художникам видеть панно в таком виде немного не привычно. Также в музее освещение будет разным: это и яркий свет от софитов, и также будет воспроизведено пещерное освещение. Работая в ателье, они учли только второе. При ярком свете софитов матовость и блеск красок на панно выглядят по-другому. Этот нюанс будет учтен при доработке.
Для уверенности в безупречности своей работы, художники-реставраторы совершили короткую экскурсию в пещеру Шульган-Таш и еще раз взглянули на оригиналы древних рисунков и скальную поверхность.

По словам Жюли Голон, поход в пещеру для сверки был нужен.
– Когда увидела рисунок верблюда, полностью успокоилась. Всегда есть сомнения, это нормально. Наш руководитель Ален Далис не стал ходить в пещеру, сказал, что это риск, захочется переделывать до бесконечности. Но риск себя оправдал. В общем и целом, своей работой остались довольны. Я счастлива еще раз повидаться с верблюдом. У него царственный вид. Он на расстоянии выглядит монументальным. Думаю, древний художник намеренно его нарисовал на такой высоте, чтобы показать его величественным, – поделилась художник увиденным.

На данный момент художники-реставраторы работают в музее, где продолжается монтаж третьего панно. Они отметили, что факсимиле от транспортировки не пострадали, сколов на швах и в передней части нет. Художники говорят, что при установке частей, нужно соблюдать очень большую точность, чтобы мелкие детали между собой совпадали, и не было зазоров. Это монтажникам удалось сделать. Художники для закрытия швов используют тот же самый материал, из которого было создано панно. С разными пигментами, палитрой и кисточкой подбирают оттенки, чтобы цвет один в один совпадал с оригиналом в пещере. Затем, как поясняют сами художники, им нужно будет ретушировать панно с учетом местного освещения. Это кропотливая реставрационная работа. После этого остается дождаться, чтобы оно просохло и удостовериться, что пигменты не стекают.

– Пигменты не любят высокие температуры, поэтому лучше, чтобы они сушились при комнатной температуре, а не сушить их феном. В музее оказалось достаточно тепло, прокрашенные места должны быстро высохнуть, – радуется Жюли Голон.

После завершения работ специалистов из Франции, копии панно будет невозможно отличить от оригинала. Все три панно установлены в зале «Наскальное искусство», но в отдалении друг от друга. После завершения формирования экспозиционного пространства и установки направленного света, каждое панно заиграет по-особенному, уверены создатели музейного комплекса «Шульган-Таш».

Фотографии можно посмотреть здесь.

Источник