Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Новости

В самой читаемой газете Андорры вышла статья, посвященная Шульган-Таш

В самой читаемой газете Княжества Андорры «BONDIA» вышла статья, посвященная создаваемым во французском Монтиньяке копиям панно с наскальной живописью пещеры Шульган-Таш для одноименного музейного комплекса. Интервью изданию дал Эудаль Гийамет, координирующий работу художников-реставраторов – создателей реплики фрагментов стен пещеры. Эудаль – гражданин Андорры, живет в столице Андорра-ла-Велья. Он отметил, что команда работала над созданием факсимиле в течение шести месяцев и, при соблюдении графика, панно будут готовы в декабре.

Господин Гийамет в интервью также отметил, что Капова пещера для местного населения имеет особую значимость, это «святое место, как наш Монсеррат». Монсеррат – национальный природный заповедник, представляющий собой живописный горный массив в 50 километрах от Барселоны. На его территории находится одноименный действующий монастырь, являющийся духовным символом и религиозным центром Каталонии, а также центром паломничества католиков со всего мира.

В статье обозначено, что наскальная живопись в пещере Шульган-Таш появилась более 15000 лет назад. Художники Каповой были кочевниками, двигавшимися со скоростью стада, служившего им пищей. «Последние исследования в антропологии под руководством Жана Клотта показывают, что наскальные рисунки являются результатом шаманских ритуалов, которые художник затем воплотил на своем холсте – стене. Присутствие верблюда в пещере на Урале объясняется тем, что, скорее всего, художник палеолитической эпохи видел его во время путешествия».

Эудаль Гийамет назвал древних художников пещеры Шульган-Таш настоящими профессионалами. «Они знали, что делают, несколькими гениальными взмахами кисточкой выводили мамонта. Они намного умнее, чем мы думали. То, что их рисунки прожили 15000 лет, не является чудом. И пусть вас расстояние не вводит в заблуждение. Как бы далеко ни казалось, Шульган-Таш наряду с Альтамирой, Ласко и Шове входит в пятерку лучших пещер мира», – подчеркнул реставратор.

Двугорбый верблюд, открытый во время реставрационных работ в 2017 году, для него стал сюрпризом. Эудаль Гийамет настаивает, что это редкость для науки. По его словам, есть рисунок верблюда в пещере Монголии, которую он посетил, но квалифицирует он его как «сомнительную». Остатки рисунка, возможно, есть в Игнатьевской пещере, это «за 200 миль от пещеры Шульган-Таш». Полустертое изображение, по его мнению, можно дорисовать в воображении. «Но ни один из них не является таким же ясным и четким, как наш», – добавляет он.

Можно легко предположить, что господин Гийамет считает башкирского верблюда самым важным научным открытием в своей карьере, даже больше, чем фрески Сан-Серни-де-Нагол и Сан-Марти-де-ла-Кортинада, к реставрации которых он приложил руку, пишет издание.

Сан-Серни-де-Нагол и Сан-Мартин-де-ла-Кортинада – знаменитые уникальными фресками церкви Андорры, возведенные в ХI-XII веках в соответствии с традиционной архитектоникой андоррских церквей в романском стиле.

«Романских фресок много. А верблюд – новый элемент в репертуаре палеолитического искусства», – подытожил реставратор пещеры Шульган-Таш.

 

Полную статью на каталонском языке можно прочитать здесь.

Источник