Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан

Новости

В Шульган-Таше заново пересчитают наскальные рисунки

В пещере Шульган-Таш наскальных рисунков значительно больше, чем было известно до сих пор. Об этом свидетельствуют результаты работы специалистов Историко-культурного музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш», которые в течение двух последних лет заняты решением масштабной задачи редокументирования памятника.

Редокументирование – необходимый этап работ в контексте подготовки досье номинации «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш». Как пояснил научный сотрудник музея-заповедника Алексей Солодейников, за последние 5-6 лет облик памятника очень сильно изменился. Предыдущие работы по описанию и документированию были произведены, когда еще не были удалены современные граффити. Поэтому специалистам фактически пришлось изучать памятник и связанные с ним документы заново, и по новым данным составлять новый каталог со свежими снимками.

«Пещера сейчас выглядит по-другому, и нужно было понять, что с этим делать, определить стратегию дальнейшего изучения. Как известно, была расчищена еще одна часть панно «Лошадки», где открыли верблюда-бактриана. Случилось очень крупное открытие нескольких ранее не известных комплексов изображений, выполненных в другой технике. Это, как правило, рельефные изображения, большая часть которых сделана пальцами по разнообразному мягкому субстрату: по глине, копоти или мондмильху. Кроме того, рисунки обнаружены в полостях, в которых раньше наскальной живописи не находили. Например, в Ходе Горло, в Первой и Второй Галереях… После открытия в Ходе Горло стало понятно, что нужно пересматривать всю систему индексации памятника. Количество неизвестных ранее рисунков исчисляются многими десятками. В одном только Горле мы насчитали больше тридцати плоскостей, на многих из которых присутствуют по два-три рисунка, – отмечает Алексей Солодейников. – Мы, по большому счету, еще не знаем, как подходить к документированию и изучению этих рисунков. Например, любые контактные методы работы с ними исключены. Хорошо отработанные нами на других памятниках и техниках бесконтактные методы документирования здесь также не всегда работают. Мы учимся, и это здорово, поскольку работать по отлаженным схемам, хоть и необходимо, но скучно…»

Еще одно крупное скопление рисунков специалисты музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш» обнаружили в Зале Знаков, где кроме рельефных изображений был найден значительный пласт чудом сохранившихся рисунков, сделанных черным пигментом, как полагают специалисты, углем.

«Пещера сама по себе очень сложная, и история ее изучения и администрирования не менее сложна. Периодически кто-то что-то пытался помыть разными средствами. Мы полагаем, что многие рисунки углем были уничтожены, хоть и исключительно из добрых побуждений. Тем не менее, какая-то часть аутентичных рисунков углем осталась, и сейчас мы стали их находить, – говорит Алексей Солодейников. – У нас есть несколько описей рисунков, сделанных разными исследователями. В изданном в 2013 году каталоге Ю. С. Ляхницкого насчитывается 196 изображений. В 2015 году мной был составлен электронный каталог наскальной живописи пещеры Шульган-Таш, где я описал около 200 известных мне изображений. Доцент МГУ В. С. Житенев в одной из своих недавних публикаций насчитал около 250 изображений. Но, к сожалению, его данные источником для нас не являются, поскольку им опубликованы только цифры, а описаний рисунков или каких-то других обоснований заявленному количеству нет. Но, самое главное, все эти описи и подсчеты на сегодняшний день неактуальны», – поясняет специалист по наскальному искусству.

Новые открытия, которые произошли в пещере, дают башкирским ученым новую и интересную возможность сравнить Шульган-Таш с памятниками наскального искусства Европы. В первую очередь, с теми памятниками, в которых есть изображения, сделанные в технике «finger flutings» – рисунки пальцами по мягкому субстрату.

«С этой точки зрения для нас особый интерес представляют такие пещеры, как Руффиньяк, Пеш-Мерль, Бара-Бао и некоторые другие. Все эти пещеры разные, но определенный пласт рисунков в них выполнен в одной и той же технике. Мне кажется, после наших последних открытий можно более уверенно говорить об одном изобразительном пласте для Шульган-Таш и западноевропейских пещерных памятников. Аккуратное обоснование этой общности – важное для нас направление работы. Нас пригласил к тесному сотрудничеству владелец пещеры Руффиньяк, доктор наук (РһD) Фредерик Плассар. Приглашение французских коллег – огромная честь для нашей науки и для нас. Предстоит большая совместная работа по поиску новых методов документирования и интерпретации рисунков.... Ждем, когда ситуация с Соvid-19 выправится, и мы поедем туда работать, и французских коллег, в свою очередь, пригласим в Шульган-Таш. Весьма вероятно, что рисунки на Урале и в Западной Европе принадлежат к одной традиции эпохи верхнего палеолита. Прямых датировок рисунков в Шульган-Таш пока нет. Только теперь, после открытия серии рисунков углем, которые выглядят синхронными по крайней мере некоторым рельефным изображениям, у нас появилась возможность точнее определить время создания рисунков. В планах – получить серию дат, которые позволили бы уточнить наше представление о событиях, сформировавших облик пещеры, с одной стороны, и, с другой, увязать геоморфологические изменения полостей с художественной деятельностью древнего человека, – отмечает специалист.
– Еще одна причина для масштабного редокументирования памятника – развитие технологий. С тех пор, как я в последний раз подходил к документированию изображений здесь, серьезно возросли наши возможности, изменилась аппаратная база, изменился сам подход. Проще говоря, не только камера стала лучше, но изменилась сама методология документирования. Так, за эти два года я провел серию работ для дальнейшего развития разработанного мной метода пигментных карт, который очень помогает при расшифровке плохо сохранившихся изображений, сделанных с использованием охры», – говорит Алексей Солодейников.

Перед специалистами музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш» теперь стоит задача свести огромное количество новых данных в одну базу, которая описывала бы все известные изображения, Результатом работ по редокументированию пещеры Шульган-Таш станет электронная база данных, на основе которой затем будет сформирован актуальный каталог, и, возможно, он будет издан в формате книги.

Источник