Имя археолога, ставшего инициатором зарождения музейного комплекса “Шульган-Таш” увековечили. Один из учебных классов музейного комплекса, где появился своеобразный белоснежный арт-объект – макет пещеры для рисования – назвали именем знаменитого археолога Екатерины Георгиевны Дэвлет.
Комната наскальной живописи торжественно была открыта 10 июля в рамках открытия Года фундаментальных наук в присутствии российских ученых и семьи ученого.
Выступая на открытии класса, директор Института археологии РАН Николай Макаров выразил огромную благодарность башкирским коллегам, что не забывают выдающегося специалиста наскального искусства, стоявшего у истока работ по сохранению рисунков Шульган-Таш.
– В Москве очень трудно сохранить память наших коллег, поскольку археологи работают в разных местах и привязаны к разным географическим точкам, где проходят полевые проекты. Я рад, что такое возможно в просторах России. Здесь, в музейном комплексе, очень органично показана связь человека с тем делом, которому он посвятил свою жизнь. Спасибо огромное за организацию такой комнаты, – отметил Николай Макаров.
Эксперт по наскальному искусству Екатерина Дэвлет активно участвовала в проекте продвижения пещеры Шульган-Таш в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Будучи руководителем Центра палеоискусства Института археологии РАН она курировала работу башкирских коллег. Именно она стала инициатором документирования пещеры и окрестностей методом лазерного сканирования, реализовала проект мультиспектральной съёмки стен пещеры, что позволило выявить множество ранее неизвестных древних изображений. Налаживала связи музея-заповедника с международными исследовательскими центрами и ведущими экспертами в области изучения наскального искусства. Оказывала поддержку проекту завершения реставрационных работ, начатых в 1976 г. О. Н. Бадером, и очистки пещеры от современных граффити. Была автором первых публикаций об открытии наскального изображения верблюда в зале Хаоса.
Супруг Екатерины Георгиевны, специалист Курчатовского института Эдуард Грешников, поблагодарил организаторов за увековечивание памяти о супруге, которая, много сил отдала для организации работ по сохранению палеолитической живописи Шульган-Таш.
– Безмерно жаль, что не дожила Екатерина (Екатерина Георгиевна Дэвлет), не увидела музей. Она очень горела идеей создания музея. Она понимала, что временная экспозиция в деревянном доме в Мурат-Тугай не соответствует шедеврам пещеры.
Сын Екатерины Дэвлет Станислав Грешников сказал, что создание комнаты стало для него приятным сюрпризом.
– Похожий учебный класс есть в Англии. В Оксфорде в 2015 году я видел структуру, имитирующую стены пещеры и набор красок, которыми пользовались древние люди. Помещение было предназначено для детей. Им здесь предоставлялась возможность попробовать себя в роли доисторического художника, то есть нарисовать палеолитический рисунок. Я думал, что кабинет в Англии – это единичный случай. Если честно, когда я увидел комнату имени Екатерины Дэвлет, в котором предлагается то же самое, приятно удивился.
Комната с интересным арт-объектом расположена на втором этаже. Но ее содержимое через витражное окно прекрасно видно из конференц-зала первого этажа. Это задумка архитектора, проектировавшего здание. Гости музея через стекло могут лицезреть рисунки детей, оставленные на макете пещеры.
Создатели комнаты – «рисовашки» при изготовлении игрушечного макета пещеры вдохновились главными экспонатами музея – копиями панно с наскальной живописью, которые обрамлены полигональной фигурой. Так, в центре комнаты «вырос» айсберг – белоснежный объем. В экспозиционном зале эти фигуры в сером исполнении. Для класса же выбран белый цвет, поскольку белоснежный макет игральной пещеры виден издалека, к тому же на белом фоне рисунки из охры будут контрастно выделяться.
Главный художник экспозиции музея Тимур Сабитов отметил, что задача комнаты – показать процесс создания наскальной живописи, привлечение детей к искусству.
– Рисунки в пещерах интересны сами по себе. Но также они интересны с точки зрения технологий. В каменном веке все было примитивно, изготовление краски представляло целый технологический процесс. Когда люди рассматривают наскальные рисунки, они восхищаются их красотой, но из чего состоит краски, как ее изготавливали не думают. Мы решили все это вывести в отдельный кабинет, чтобы юные гости музея могли прикоснуться к истории происхождения охры, – поясняет главный художник музейной экспозиции.
В кабинете будут представлены железосодержащие породы, а также готовая охра – гематит, которую дети смогут растолочь, смешать с жиром, а затем полученной краской наносить рисунки на макет пещеры.
Над созданием комнаты наскальной живописи работала команда дизайнера Тимура Сабитова. Нашел технологическое решение и создал на компьютере макет Чингиз Мазитов. Абстрактную фигуру уже на месте по чертежам собирали мастера Радик Халиков, Григорий Панфилов, Ринат Шафиков.
Комната наскальной живописи будет доступна для учеников школ, которые захотят провести здесь уроки наскальной живописи.
Источник